Главная » 2017 » Август » 15 » Анализ ДНК трески помог ученым установить один из секретов викингов
11:23 AM
Анализ ДНК трески помог ученым установить один из секретов викингов

После проведения анализа ДНК, которая была извлечена из костей средневековой трески, ученые сумели установить, что более тысячи лет назад викинги торговали рыбой практически по всей территории Европы.

По словам Джеймса Барретта из британского Кембриджского университета, торговля рыбой стала одним из факторов, которые постепенно связывали в средние века между собой разные части Европы. Одним из основных торговых центров в начале периода Средних веков был Хедебю. Это место, в котором встречались север и юг, христиане – с язычниками, цивилизованные народы – с не признававшими денег варварами.

В последние несколько лет ученым удалось установить много подробностей и жизни не только Европы, но и других уголков мира в древности, когда еще не существовало письменности. Все эти данные были получены благодаря открытию методики извлечения ДНК из останков живых существ (животных и людей), а также определенному слиянию археологии и химии.

Археологи, генетики и химики установили, когда человек научился пить молоко и стал держать домашний скот, когда были изобретены пиво, сыр и другие продукты, когда европейцы начали готовить пищу и хранить ее в горшках. Кроме того, ученые узнали, что на территории Скандинавии первые викинги появились примерно десять тысяч лет назад.

Барретту и его коллегам удалось раскрыть еще одну древнюю историческую тайну, которая касалась появления первых викингов и подтвердила гипотезу, популярную в настоящее время, суть которой сводится к тому, что изначально скандинавы были торговцами, и лишь позже стали пиратами и завоевателями. К подобному выводу исследователи пришли после изучения ДНК трески, останки которой были обнаружены к одном из крупнейших центров торговли, расположенном на севере Европы (речь идет о Хедебю, который был расположен на юге средневекового Королевства данов, государства викингов на территории современных северной Германии и Дании).

ДНК в останках трески сохранились достаточно хорошо за счет холодного климата и прочих благоприятных условий. Благодаря этому ученые сумели восстановить митохондриальную ДНК, которая дает возможность проследить родословную ее обладателя, а также весь геном рыбы. Таким образом историки установили, где выловили эту треску и к какому виду она принадлежала.

Ученые были крайне удивлены, когда установили, что практически всю треску, которая попала в большинство торговых центров будущих Дании и Германии, в том числе, и в Хедебю, выловили за тысячу километров от этих территорий, в арктических водах Атлантики и в окрестностях современных Лофотенских островов (Норвегия).

По словам Барретта, данное открытие вызывает большой интерес по нескольким причинам. В первую очередь, оно свидетельствует о том, что первые викинги занимались продажей трески и проплывали тысячи километров, чтобы совершить продажу или обмен на те товары, которые их интересовали. Помимо этого, данное открытие свидетельствует о том, что первые европейские торговые центры появились гораздо раньше, нежели думали ученые до недавнего времени.

Кроме того, это открытие указывает, что традиции производства норвежской сушеной трески возникли на Лофотенских островах около тысячи лет назад, сохранившись до настоящего времени практически в первозданном виде. Согласно данным хроник раннего средневековья, викинги могли начать ловить, сушить и продавать рыбу уже в пятом столетии нашей эры.

Таким образом, заключают исследователи, все эти данные делают историю превращения скандинавов из мирных торговцев в разбойников, наводивших ужас на мирные страны, еще более интересной и захватывающей.

Категория: Наука и знание | Просмотров: 61 | Добавил: sl_73 | Теги: Анализ ДНК трески помог ученым уста | Рейтинг: 0.0/0